e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | тел.: +38‎0 48 770 30 33; +380 68 735 22 67; +380 50 683 38 89

Порядок оформления карточки учета лиц, осуществляющих операции с товарами (аккредитация в таможне)

Если устав Вашего предприятия предусматривает право на осуществление внешнеэкономической деятельности (или Вы - физическое лицо - предприниматель), согласно законодательству Украины Вы вправе заключать внешнеэкономические договоры (контракты) и, соответственно, осуществлять экспорт или импорт товаров и услуг.

Но перед тем как осуществлять внешнеэкономическую деятельность предприятие должно обратиться в таможенные органы и встать на учет: получить аккредитацию в таможенных органах. Аккредитация проводится по местонахождению юридического лица в региональных отделениях таможни. В Одессе таможенное оформление осуществляет Южная таможня.

Оформленная карточка  учета свидетельствует о том, что субъект ВЭД поставлен на учет в таможенных органах и получил идентификационные данные, которые должны использоваться  при таможенном оформлении грузов. Карточка действительна по всей таможенной территории Украины и может быть предъявлена в любом таможенном органе.

Порядок оформления карточки учета предусмотрен Порядком учета лиц, осуществляющих операции с товарами и Порядком заполнения граф карточки учета лица, осуществляющего операции с товарами утвержденными Приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 № 634.

Для того чтобы встать на учет, прежде всего, нужно подготовить необходимые документы. Для юридических и физических лиц-предпринимателей перечень документов несколько отличается.

Юридические лица должны подать в таможенные органы следующие документы:

  1. два экземпляра карточки учета;
  2. электронную копию карточки учета;
  3. оригиналы и заверенные в установленном порядке копии следующих документов:
  • Извлечение из учредительных документов, которое подтверждает право осуществлять внешнеэкономическую деятельность (копия выписки должна быть заверена печатью юридического лица);
  • Справка органов государственной статистики о внесении лица в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины (копия справки должна быть заверена печатью юридического лица).

Кроме этого пакета документов таможенные органы требуют:

  1. опись предоставляемых документов;
  2. копии паспорта и идентификационного кода директора или руководителя предприятия;
  3. если документы подает представитель юридического лица, то необходимо подать заверенную печатью предприятия доверенность, копию паспорта и идентификационный кода представителя.

Заполнение самой карточки учета является сложным процессом. Она заполняется с использованием специализированной программы MD office, стоимость которой составляет около 2 тыс. гривен. Поэтому, на наш взгляд, лучше и дешевле обратиться к таможенному брокеру, чьи услуги обойдутся приблизительно 800 грн.

Оформление самой карточки учета бесплатно, т.е. никаких платежей Вы осуществлять не будете.

После того, как были поданы все необходимые документы, должностное лицо таможенного органа проверяет их соответствие и комплектность.

Если документы или поданы не в полном объеме, или обнаружены несоответствия в поданных документах, или карточка учета заполнена с нарушением требований предусмотренных законодательством, должностное лицо может отказать в оформлении карточки учета, о чем делается соответствующая отметка.

Обычно должностное лицо просто возвращает указанные документы и разъясняет, что нужно исправить.

В случае же отсутствия замечаний должностное лицо таможенного органа возвращает заявителю оригиналы документов и принимает карточку учета к оформлению.

В течение суток после подачи документов должностное лицо оформляет карточку учета путем регистрации его в журнале регистрации карточек учета лиц, осуществляющих операции с товарами.

После того, как документы были приняты, должностное лицо таможенного органа заверяет экземпляры карточки учета подписью и личной номерной печатью. Один экземпляр карточки учета вместе с описанием представленных документов и копий документов, представленных для оформления карточки учета, остается в делах таможенного органа, второй экземпляр карточки учета передается заявителю.

Итак, через сутки, после подачи указанных документов можно получить готовую карточку учета.

Вы можете отправить заполненную карточку учета c просканированными копиями документов (в pdf-формате) на электронный адрес, указанный на официальном сайте Государственной таможенной службы Украины. На заполненную карточку учета и электронные копии документов должна быть наложена электронная цифровая подпись директора или руководителя предприятия. Без такой подписи документы приниматься не будут.

В случае если Вы оформляли карточку учета «электронным» способом, то при первом обращении лица, таможенными органами в течение суток осуществляется проверка соответствия документов электронным копиям указанных документов.

 О том, что проведена проверка соответствия электронных копий документов их бумажным копиям, должностное лицо таможенного органа делает соответствующую отметку в поле «Отметки должностного лица таможенного органа» карточки учета.

 Карточка учета с соответствующими отметками о проделанной проверке документов направляется в Единую автоматизированную информационную систему Государственной таможенной службы Украины.

Юрист ЮК "Хильман и Партнеры" Худенко Екатерина