e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | тел.: +38‎0 48 770 30 33; +380 68 735 22 67; +380 50 683 38 89

Как правильно отвечать на запросы, присланные по ст. 93 УПК Украины

Как правильно отвечать на запросы, присланные по ст. 93 УПК УкраиныВ течении последних нескольких месяцев предприятия стали всё чаще и чаше получать так называемые «Требования о представлении документов в порядке ст. 93 УПК Украины». Интересной особенность таких запросов является, то, что их может отправлять не один государственный орган, а сразу несколько!

Как было указано в названии статьи, основанием для составления запроса является ст. 93 УПК Украины, из чего усматривается, что такой запрос направляется в рамках расследования какого-либо уголовного производства. Таким образом, правом направлять такие запросы согласно положений ст. 38 УПК Украины, наделена сторона обвинения, которую могут представлять следственные отделы Прокуратуры, Органов внутренних дела (по-простому – милиция), СБУ и, конечно же, налоговая милиция.
В данном случае абсолютно не важно, какой конкретно орган обвинения направил предприятию требование о предоставлении документов, т.к. все такие запросы регулируются ст. 93 УПК Украины.

Согласно ч. 2 ст. 93 УПК Украины, сторона обвинения осуществляет сбор доказательств путем проведения следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий, истребования и получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных и физических лиц вещей, документов, сведений, выводов экспертов, выводов ревизий и актов проверок, проведения других процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом.

Именно на такие положения ч. 2 ст. 93 УПК Украины ссылаются следственные органы, довольно напористо требуя от предприятий предоставления тех или иных документов. Законно ли это?
Если буквально прочитать положения ч. 2 ст. 93 УПК Украины, то действительно, сторона обвинения осуществляет сбор доказательств путем истребования и получения от предприятий, учреждений и организаций, и физических лиц документов. Поэтому, с первого взгляда, многим кажется, что такой на такое требования действительно необходимо как можно более быстро и полно ответить. А ведь как же? Это ведь сама прокуратура, она же всё может!
Однако, если более детально вчитаться в суть запроса, более вдумчиво проанализировать положения ч. 2 ст. 93 УПК Украины, то открывается немного другая картина.

В ч. 2 ст. 93 УПК Украины указано лишь, что сторона обвинения имеет право истребовать и получать от предприятий необходимые документы, однако нив этой норме права, ни в какой другой не устанавливается обязанность предприятий, учреждений и организация предоставлять стороне обвинения каких-либо документов.
Кроме того, ни одним нормативно-правовым актом не устанавливаются сроки и порядок предоставления документов, а что самое главное, ничем не установлена ответственность за не предоставление документом на требование стороны обвинения.
Таким образом, Прокуратура, Милиция, СБУ и, конечно же, налоговая милиция имеют полное право требовать предоставления документов, но на этом их полномочия заканчиваются, т.к. предприятия, учреждения и организации абсолютно не обязаны на них отвечать.

Как же лучше ответить на такой запрос? Какие мотивы для отказа необходимо указывать?
Просто написать отказ в предоставлении документов, ссылаясь лишь на отсутствие обязанности их предоставлять – не лучший вариант, т.к. такой ответ не содержит причин отказа и лишь будет свидетельствовать в нежелании сотрудничать с органами государственного обвинения.
Чтобы ответ предприятия был достаточно мотивирован и не вызвал ненужного негативного отношения правоохранительных органов, необходимо указать реальные причины, по которым предоставление тех или иных документов будет являться нецелесообразным в конкретной ситуации, подкрепив эти доводи отсутствием обязанности предприятия вообще предоставлять какие либо-документы.

Органы государственного обвинения зачастую не очень то и стараются составлять грамотные запросы. В основном в запросе указывается лишь информация об открытом уголовном производстве, его номер и инкриминируемые статьи. Видимо правоохранители уверены, что один лишь номер уголовного производства и перечисление статей УК вселит в сердца директоров предприятий страх и ужас, и они безоговорочно отдадут все документы. Далее в запросе указывается тот внушительный перечень документов, который так необходим так называемым правоохранителям.
Причем объем запрашиваемых документов очень часто достигает одной-двух пачек бумаги. Особенно если учесть, что в таких запросах указывается конкретная дата предоставления документов, которая зачастую указывает если не на сегодняшний, то точно на завтрашний день.

Однако, если проанализировать запрашиваемый перечень документов и основания для составления такого запроса, а именно в каких целях запрашиваются документы, то даже невооруженным глазом усматриваются не состыковки.
Любой законопослушный директор предприятия, принимая решение о предоставлении документов просто обязан оценить значение запрашиваемых документов для уголовного производства.
Так, если в запросе указывается лишь номер уголовного производства, то абсолютно невозможно определить в отношении кого открыто уголовное производство и по какому предмету.

Однако УПК устанавливает очень строгие требования к доказательствам в уголовном процессе. Так, согласно ст. 85 УПК, все доказательства должны в первую очередь отвечать признакам относимости, т.е. подтверждать какие-либо данные именно в расследуемом уголовном производстве.
Согласно ст. 85 УПК Украины, надлежащими являются доказательства, которые прямо или косвенно подтверждающие существование или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию в уголовном производстве, и других обстоятельств, которые имеют значение для уголовного производства, а также достоверность или недостоверность, возможность или невозможность использования других доказательств.

Таким образом, получив из запроса лишь информацию о номере уголовного производства и номера инкриминируемых статей, директор предприятия просто не может определить, относятся ли запрашиваемые документы вообще к уголовному производству, подтверждают ли существование или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию в конкретно этом уголовном производстве, и других обстоятельств, которые имеют значение для этого конкретного уголовного производства.

Без соблюдения требований, запрашиваемые документы не будут иметь силу доказательств в уголовном процессе, а поэтому, зачем их предоставлять?
Таким образом, законопослушный директор предприятия, принимая решение о предоставлении документов на запрос правоохранительных органов просто обязан оценить запрашиваемые документы на предмет относимости к предмету расследования, и в случае наличия сомнения в относимости доказательств к уголовному производству, отказать стороне обвинения в предоставлении документов.

Ещё одним аргументом в пользу такого алгоритма действия директора предприятия в случае получения запроса в порядке ст. 93 УПК Украины, является закрепленная ст. 195 УПК Украины возможность стороны обвинения получить доступ к запрашиваемым документам по определению суда.

В случае, если запрашиваемые документы действительно будут иметь силу доказательств для расследуемого уголовного производства, то следователь вынужден будет обратиться в суд с заявлением о предоставлении ему доступа к документам, которые хранятся на предприятиями для ознакомления с ними и изготовления копий. В данном случае, запрашиваемые документы на относимость к уголовному производству проверит непосредственно судья.
Исходя из вышеизложенного, отказ правоохранителям в предоставлении документов на требование по ст. 93 УПК Украины ни коим образом не является преградой в расследовании уголовного производства, а лишь необходимо мерой безопасности для бизнеса. А то, кто знает, в каких целях будут использованы правоохранителям незаконно полученные документы?
Любое должностное лицо предприятия на своем рабочем месте просто обязаны давать полную и детальную правовую оценку всем запросам, приходящим от государственных органов, и особенно от правоохранительных. Лишь такие действия помогут сохранить бизнес в Украине!

Юрист ЮК «Хильман и Партнеры»
Виктор Николаев